Адвокат по налогам Ребекка Мартинссон известной фирмы «Мейер и Дитцингер»возвращается в родные пенаты, город Кируны на севере Швеции, по зову о помощи подруги юности Санны Страндгорд , незамужней, матери двух девочек. Ее брат, Виктор, в юности погиб в автомобильной аварии, вознесся в Рай, где уподобился лицезреть Бога, вернувшего его на землю с миссией объединить и возродить могущество Церкви, наделив даром излечивать больных наложением рук на голову в подтверждение своих слов. Мальчик из Рая, такое он получил прозвище. Ночью, в церкви “Источник силы”, брата убили с особой жестокостью, где Санна, ведомая богом, нашла его в сопровождении детей посреди ночи.
“ Он стоял у моей постели. Лицо у него было безгранично печальное. Но я видела, что это не он в своей телесной оболочке, так сказать. И я поняла: что-то случилось”- так Санна объяснила свою причину появления в церкви ночью. Теперь полиция ищет ее по подозрению в убийстве.
Сама Санна в шоке, никого не может видеть, старшая девочка замкнулась в себе, заботиться о детях Санна не может. Родители, уважаемые люди в городе, признают ее невменяемой и отберут детей. Санна этого не хочет, не желает, она уверена, что родители жестокие люди и сделают жизнь ее девочек невыносимой! И вызвала Ребекку.
Как- то Ребекка закричит:
“ Я жажду мести, но, черт подери, я пришла не ради этого!” Так зачем, бросив в одночасье престижную высокооплачиваемую работу в Стокгольме и вызвав гнев своего начальства, она бросилась в родные места?
Возвращение блудной дочери, но нет тех колен, у которых она может упасть и возмолить о прощение, как дочь. Или грозной воительницы, Пенелопы 20 века. В юности, следуя зову сердца, обманулась и не смогла, не захотела иметь дело с ничтожеством и ринулась на завоевание мира и поиски своего Одиссея. Весь мир за Одиссея! Вступив на порог родного дома, полного воспоминаний о счастливом детстве, первой влюбленности и горечи ухода из него под рокот гневных голосов, обнаружила хаос: время разбило и раскидало хорошее, раскрошило все на миллион осколков, полное укоров злых слов, неискренности и стену отчуждения, о которую она или разобьется, или проломит ее, чтобы вернуть порядок. Или чью- то любовь.. Или себя, прежнюю, ту, на которую бог возлагал особую надежду устами тех, уста которых позднее сделали ее язычницей и заставили покинуть общину. Вернуться, чтобы заставить лживые уста сказать правду.
Деньги и Церковь, Буря и Бог, мистика и грани сумеречного сознания, безответная любовь и затаенная ненависть- такова ноша, рухнувшая на плечи беременной Анны-Марии Мелла, ведущей расследование, и, как ни странно , тоже по просьбе о помощи. Две женщины, пришедшие на помощь по зову ближнего своего, одна почти счастливая, вторая почти несчастная, вступивших в борьбу...но с кем?
Осматривая место преступления, Анна- Мария, материалистка до мозга костей, неосознанно отметила:
”Труп прекрасен. Лицо умершего напомнило ей царя Эдипа”.
Рождение- смерть- воскрешение - вторая смерть. Вторая...парадоксальная смерть не вписывается в рамки Христианской религии, она противоестественна, как ни странно это звучит. Цикл христианской религии нарушен. Что за могущественная сила смогла сотворить такое с Христианской Верой? И находит руководство к действию в Новом завете, прямое, непосредственное, если отбросить все ставшие привычными догмы читать их иносказательно.
Бессмертный Ангел, посланец бога, умирает.
“Он и впрямь прекрасен, как икона. Темная кровь будто нимб вокруг его светлых волос”. И в последний миг видит не прекрасные лица ангелов, райские кущи, а “дракона, огромного прекрасного дракона, похожего на северное сияние”.
Миф с сюжетом возвращения, как основой текста, в котором много библейских цитат… сочетание мифа и христианской религии. Мифология или христианство. Или их синтез….и это все под призрачными и красочными всполохами полярного сияния… на солнце магнитная буря, так говорят ученые.
Крах христианства как момент зарождения новой религии. Кто имеет возможность нарушить цикл: божественная сила, традиционная или новая? Старый Бог умирает, уступая место новому. Новый мир сотворен за семь дней. Мироздание преклоняется перед новой Божественной силой и могуществом. Новый закон, новый порядок вещей. Хаосу пришел конец.
“А сказочный дракон продолжает свой путь по небу, словно ничего не случилось”. Когда переставал что- либо понимать, я поступал так, как советовала Оса Ларссон: закрывал глаза и давал волю фантазии. “Ночью, в свете полной луны, кожа Аннас Авед отсвечивала серебром, как поверхность каменного божка, виденного мной давным- давно, в детстве, на обочине глухой проселочной дороги. Она вытирает слезы, ласково и снисходительно улыбается напоследок и отходит в сторону, открывая две темные фигуры, надвигавшиеся на меня с двух сторон. Два сгустка темноты, не отражавшие лунного света. На их фоне сейчас должны мелькнуть две узкие полоски тусклого света…”Я с криком просыпаюсь.
От детектива в романе не много: точнее, только обязательное невероятное убийство и начало расследования частным детективом. Это видно из сопоставления структурных схем классического детектива и данного романа.
1. Классический детективЧастный детектив- поиск убийцы( фактов и свидетелей)- обнаружение, узнавание убийцы - приход сыщика- арест и возмездие
2. Роман “Солнечная буря”Спойлер: +|-Частный детектив- поиск убийцы - угроза третьим лицам: правда или огласка- приход третьих лиц и смертельная схватка- позднее узнавание убийцы- приход полиции и спасение
Это соответствует определению триллера Росса Макдональда: “действие в триллере направлено вперед, к катастрофе”, и мнению Дэйва Кера, что триллеру “свойственны… прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание ее роковой притягательной силы”.
По моему мнению, роман следует отнести к жанру психологического триллера.
Рекомендую роман к прочтению.