Карлос Руис Сафон "Тень ветра"Книга-явление. Книга-головоломка. Книга-лабиринт. Роман, который заставляет читателя погрузиться в почти мистический мир Барселоны и перемещает его в совершенно иную систему координат. Читателю предстоит вместе с главным героем встретить зловещих незнакомцев, понять и полюбить прекрасных и загадочных женщин, бродить по мрачным лабиринтам прошлого, и главное — раскрыть тайну книги, которая непостижимым образом изменяет жизнь тех, кто к ней прикасается.
Старая, как мир, история. История тысяч и тысяч людей, прошедших по дороге жизни. И каждый раз обязательно новая, неожиданная, трогающая сокровенные струны души.
Возможно, писатель в невозможности отразить задуманное заключает договор с Дьяволом: моя душа будет заключена в этой книге с момента ее создания до скончания веков. Но если Бог заверяет условия сделки и следит за соблюдением его выполнения, Дьявол обязательно будет обманут и душа писателя отразится на судьбе читателя этой книги, вырвется из плена страниц и гнета обложки и шагнет в Мир, жмурясь от яркого солнца после долгого заточения, и сделает невероятное, пусть с одним, но как сказал Умберто Эко, идеальным читателем, который банальный сюжет, повторенный миллионы раз и воспетый в веках, сделает стержнем душевной твердости и символом борьбы за личное счастье и душу искалеченного писателя.
На это Дьявол может улыбнуться - и появится образ Иуды, проживший в забвении до наших дней. У Бога слово стало плотью, стало человеком. В тюрьме Монтжуик Дьявол вошел в человека смертной мукой и опалил адским огнем. Плоть стало Словом, приведших к смерти других, которой ему дали насладиться, а потом вышвырнули прочь, с иезуитской точностью рассчитав, что смерть будет благо,а жизнь с истерзанной плотью и камнем предательства на душе будет мукой до крайней черты. За предательство его не удостоили тридцати сребреников, а изуродовав душу и тело, выкинули Фермином Ромеро де Торресом топить память в вине. С чужим именем, с отравленной душой, без надежды и желания что-либо изменить, и такая малость, как человеческое участие в виде ванны, чистой одежды вернули ему способность любить и быть верным, прикрывая эти чувства краснобайством. Эра пепла и забвения не убило истинный дух Испании, дух Санчо Пансо.
Если Дьявол не в духе, то все вывернет наизнанку, заставив самого писателя по кусочку, по частям, по крупице уничтожать свою душу, наполнив старый сосуд новым содержанием- ненавистью, злобой. Дьявол, играя, лишает его собственной внешности и заставляет взять новое имя, отрекаясь от прошлого- свое Имя. Не слишком ли легко Дьявол справился с Хулианом Караксом? Каракс- обманывающий и обманутый ангел, дитя греха, войдя в дом Зверя, вожделел дочь его и, используя лживый язык и чрезмерное сияние своего разума, добился расположения Зверя и обладал его дочерью, не зная истинного своего происхождения, и в страхе за свою жизнь покидает страну с помощью друзей. Зверь в гневе губит всех причастных к произошедшему, разбив в дребезги основу существования будущего писателя.
Добровольное изгнание на чужбине в нищете на содержании хозяйки борделя без достоверных сведений о любимой в течении долгих лет можно выдержать лишь на чувстве неимоверной гордости, что ты не просто писатель, а писатель от Бога. “Гордыня — это яблоко, сгнившее внутри, а снаружи блистающее красотою: есть крайняя нищета души». Книги продавались скверно, мечта вернуться в Барселону на гребне богатства и славы потихоньку уходила в небытие, таяла словно утренний туман под лучами восходящего солнца. Вернувшегося Каракса правда лишает блеска, обратив ее в противоположность- мрак души и разума, холодного и расчетливого убийцу. В душе Хулиана должна бушевать настоящая буря страстей из горя, ненависти, сожаления о впустую прожитых годах, занятых никчемным делом в попытке написать великое произведение, которое сможет вернуть ему возлюбленную,образуя кромешный ад,
Спойлер:
когда он увидел два надгробия- большой и маленький.
Относящееся вышенаписанное к Караксу- это попытка меня, как читателя, дать оценку его действиям, каким то образом оправдать его поведение моими надуманными переживаниями, интерпретировать текст как я его понимаю. Я, читатель, вкладываю себя в пустую форму “Каракс”. Дальнейшее поведение Каракса по уничтожению своих произведений граничит с умопомешательством, но таковым не является на самом деле, так как это противоречит тексту как последней инстанции в выяснении истины. Действия Каракса продуманы, подчинены какому то плану на протяжении долгого времени. Что для писателя дороже его творений? Так откуда такая исступленность в желании уничтожить их, свою сущность, как говорят:”Свою душу”. Нет помыслов о самоубийстве, нет желания отомстить виновным, а есть причина уничтожить свои творения, свою душу.
Рассмотрим сначала “ убить душу” Это не более, как фраза, которая ни к чему не приведет, к тому же противоречащая Библии, которая говорит о бессмертии души.
Суть дела заключается в слове “обладать”,который для Каракса является актом поклонения, актом подчинения своей воли и актом воспарения в горнии выси. Писать для Каракса значило обладать словом, смыслом, разумом. Обладая словом, он снова и снова обладал возлюбленной, впадая в чувственный экстаз.Время для него из физической категории превратилось, как сказал Бергсон, в “время сознания”, стало бесконечным актом обладания любимой и словом. Слово отражалось в его творениях как акт поклонения и воспарения, как акт обладания живой возлюбленной в его времени сознания, в его личном чувственном времени.
Спойлер:
И вот перед ним два надгробия, два вещественных свидетельства смерти возлюбленной и дара их любви.
Так чем он занимался все это время (время здесь имеет физический смысл)? Извращением.
Извращение отразилось в его творениях, его книгах, отторгнутых от него. Люди, читая книги, будут судить о них как об извращенцах. Такой памяти для своей возлюбленной Каракс не хотел,не желал. Такую память надо уничтожить. Таков смысл всех последующих поступков Каракса.
Возможно, Сафон просто маг, который нашел ключик к сердцу каждого отдельного читателя, дав любителям детектива интригу, томным романтикам — неподдельные эмоции, въедливым фанатам истории — точный срез не самого счастливого периода в испанской истории глазами постепенно взрослеющего мальчика, почитателям мистики и хоррора он подарил сладкое чувство страха и тревоги.
Я рекомендую книгу к прочтению как прекрасный образец современной прозы.