Майк Грост
Невозможные преступления Эрла С. Гарднера«Загадка убегающей блондинки». Пожилой шериф Билл Элдон появился в трёх повестях 1940-х годов; две были собраны в книге «Two Clues» (1947). «Загадка убегающей блондинки» (1945) демонстрирует реальную сторону фальсификации доказательств. Перри Мейсон и другие герои Гарднера часто прибегали к фальсификации доказательств, никогда не испытывая никаких последствий из-за этого. В этом случае преобладает более трезвый реализм, и мы видим страшные, разрушающие жизнь последствия такого преступления. Эти аспекты истории заставили меня понервничать, а сама повесть - довольно напряжённое чтение.
Гораздо лучше сама загадка, которая содержит довольно хорошо исполненное невозможное преступление. Техника невозможного преступления Гарднера здесь эклектична; она связана как с механической изобретательностью, так и с психологическим обманом. Гарднер абсолютно избегает какой-то сверхъестественной атмосферы. Вместо этого его интерес, похоже, привлечён сложной сценой преступления, которая встречается с большой визуальной интенсивностью.
Место преступления находится на открытом воздухе и включает в себя сложные следы, отпечатки и конструкции на земле. Такие «земляные работы» напоминают о пустынных тропах в рассказах цикла «Whispering Sands», таких как «Law of the Rope» и «Carved in Sand». У Гарднера был настоящий талант к созданию таких «миров в грязи». Место преступления в «Загадке убегающей блондинки», вероятно, более интересно само по себе, чем для конкретной идеи невозможного преступления, которую использует Гарднер.
Повесть Гарднера напоминает несколько других невероятных историй этой эпохи, которые также происходили на открытом воздухе: «Она умерла как леди» Джона Диксона Карра (1943) и «Whistler's Murder» Фредрика Брауна (1946).
«Дело о поющей юбочке». В «Деле о поющей юбочке» (1959) Перри Мейсон изобретал невозможное появление револьвера (главы 5-6). Такой вид сюжета - полная противоположность невозможным исчезновениям и кражам, которые проходят через работы Гарднера. Он связан с технической стороной, поскольку Перри переправляет револьвер в охраняемое здание, подобно мошенникам, таким как Лестер Лейт, которые должны были контрабандно выносить предметы из охраняемых зданий. Этот эпизод не представлен как тайна - читатель знает, что происходит на каждом этапе пути.
В этом разделе также содержится необычная баллистическая идея «свидания с револьвером».
«Пройдоха». В «Пройдохе» (1939) также есть загадка невозможного появления, когда пытаются понять, как человек попал внутрь охраняемого отеля. Решение Гарднера использует довольно распространённый гамбит в традиции невозможного преступления. Он также разрабатывает некоторые новые вариации.
«Число девять». «Число девять» (1958), роман о Берте Кул и Дональде Лэме, начинается с невозможной кражи (главы 1-8). Кража напоминает криминальные схемы, появлявшиеся в ранних рассказах Гарднера о Лестере Лейте и Поле Прае. Последующая загадка убийства в романе гораздо менее интересна.
«The Kid Stacks a Deck». «The Kid Stacks a Deck» (1932) содержит невозможный побег, так как герой Лакированный Кид убегает из здания, окруженного полицией. Ситуация побега связана с другими невозможностями Гарднера, но с изменениями:
• В «Числе девять» предмет выносят из охраняемого здания; в «The Kid Stacks a Deck» герой сам выбирается из охраняемого здания.
• В «Пройдохе» кто-то заходит в здание, находящееся под наблюдением; в «The Kid Stacks a Deck» герой выходит из здания под наблюдением.
«И опять я на коне». «И опять я на коне» (1952) содержит в себе несколько простых преступлений, находящихся на грани невозможности. Причал яхт-клуба заперт и находится под охраной, но преступление всё равно происходит. Решение Гарднера (глава 19) является эффективным, но не особенно изобретательным. Средства охраны клуба (глава 16) предвосхищают те, которые находятся вокруг «закрытой» области в «Числе девять».
Позже в «И опять я на коне» Гарднер также демонстрирует сложные средства безопасности в казино (глава 16), но они не используются ни для какого невозможного преступления. (При этом также вспоминается сигнализация ювелирного магазина в «The Kid Stacks a Deck» и «The Kid Steals a Star», высокотехнологичная сигнализация в «Деле о пустой банке» и высокотехнологичные функции дома в «Прокурор добивается своего» (глава 16)).