"Смертельные инвестиции"Начало саги. Детективы Осло-1. Гунарстранна-Фрёлик.
Честно скажу, я пропитался симпатией, чисто человеческой, к этим героям. И буду, наверное, пристрастным.
Даль - поле битвы... Хотя, пожалуй, громко сказано. Первый роман норвежского писателя, действительно, самобытностью не отличается. От сенсации далек. Тут скорее что-то личное, авторское.
В своей квартире своего сложного по конфигурации жилого квартала убита простая женщина, работавшая в коммерческой фирме, коих миллион, то есть женщин и фирм. Убита тупо кухонным ножом. Девять обычных колото-резаных. Какие уж тут "девять карет" или "девять врат"... Единственная интересная, скорее пикантная, деталь - перед тем, как умереть, девушка занималась любовью. Свой последний акт она "подарила" старому наблюдателю из соседнего крыла. На прощание даже помахала ему ручкой и задернула шторы. С этого момента пошел отсчет последним минутам ее жизни. Соседи ничего не слышали. Тот, кто был с ней в эту ночь, ничего не знает - он просто снял ее в баре, поехали к ней и всё. Зачем неистово кромсать молодое горячее тело, жаждущее взять от жизни всё?
Убийство это, ясное дело, не для Эллери Квина, никаких восхитительных загадок и символов после себя не оставило. Но расследовать это рядовое в кубе, никому не нужное, в общем, как правильно сказал
Доктор Фелл "
обычное..." кому-то надо, уголовный кодекс и государственную ответственность по нему никто не отменял. За такие глухие дела, убийство "человека из очереди", как правило, берется только полиция. Ресурсы, технические возможности, агентурная сеть - только у нее. Одиночкам-эстетам тут делать нечего, поэтому расследование будет не ярким.
Я немного поработал в прокуратуре, наверное, оттуда у меня любовь к стенограммам и подшитым в папку фотографиям с места преступлений. Кроме того, мой отец откуда-то притащил связку Бюллетеней судебно-медицинской экспертизы за 1960-е годы. Такого я там начитался, в 15 лет...
Процедурный детектив - явление, интересное для тех, кто хочет разобраться в таком понятии как "фотография рабочего дня", когда описываются последовательно все технологические операции: убийство - осмотр места преступления - улики - опрос соседей - опрос коллег - опрос родственников - опрос просто любых свидетелей - вопросы алиби - мотивы - возможности - средства - доказательства - суд. Таков немутирующий ген процедурного детектива, подвида научного детектива. А скучный детектив - это "лирика", это, извините, антинаучно, это не жанр, а эмоциональная оценка состоятельности писателя как творца.
Теперь понятно, откуда такая тяжеловесность и утомительность в допросах второго романа Даля. Объяснение находим в первом романе, Гунарстранна даже называет это явление поиском Правильного Вопроса, Фрёлик говорит примерно то же: "Мы знаем, ЧТО вы знаете, но мы хотим знать, что ВЫ САМИ об этом скажете..." Установлено, что именно перед смертью жертва употребляла в пищу. Полиция этот факт держит в секрете. Допрашивают человека, употреблявшего эту же пищу вместе с жертвой. Что нужно полицейским? Сравнить показания подозреваемого с актом вскрытия - нет ли противоречий, если они есть - почему человек, которого допрашивают, лжет. Для этого и проводится допрос - обычная проверка. И вдруг допрашиваемый в этом простом месте, сверке фактов, начал тупить и как-то странно изворачиваться. Простое место становится слабым звеном - туда и бьет Гунарстранна. Эта работа на допросах - процедура почти медицинского свойства. Поиск Правильного Вопроса в большой куче слов и знаков препинания - это разве не похоже на поиск убийцы в классическом детективе путем дедуктивных умозаключений на основе имеющихся фактов? Принципиальной разности не вижу, ибо та же чрезмерная дедукция, от которой хромают некоторые произведения с Эллери Квином и доктором Торндайком, доставляет хлопот не меньше нудных полицейских допросов.
Жертва всегда лежит на верхушке айсберга. Сразу бросается в глаза сексуальная почва. Но она слишком очевидна и неустойчива, поэтому проверяются более надежные поставщики проблем. И докопались-таки до "пирамид". Кстати, с удовольствием выслушал финансово-экономическую лекцию о порочных схемах и не заснул.
Тем более, как мне показалось, такое просвещение было сделано автором не для галочки.
Раскопки и ликбез дали, включая и "почву", конечно, некоторое число ниточек. Я дал им, как в сказке, свои имена, как говорится, в порядке поступления: Конский хвост, Бегун, Бинокль, Качок, Жиголо, Две Цепочки. Однажды Гунарстранна в сердцах воскликнул: "Как же мы... пропустили?" Это вы, не высыпающиеся холостые олухи, пропустили, а внимательный читатель такие ключики как семечки...
Первая книга она и есть первая. Со своими оплошностями и недоработками. Есть вопросы по убийце - почему полицию не насторожил характер ран? Из девяти ран на теле жертвы была только одна смертельной. Для меня вопрос установления личности убийцы был ясным. Но мой роман об убийстве был бы коротким и не очень доказательным. Так, эмоции, ассоциации... Настоящий писатель должен всё это
доказать, а еще лучше показать, что может произойти, когда общество переживает небольшой сдвиг по фазе и кризис среднего класса.
Кстати, а почему это "никаких интересных..."? Не согласный я. Какую шикарную, абсолютно геометрическую и, главное, актуальную и для сегодняшнего времени, структуру, пусть и не открыл, но вскрыл, автор в поисках убийцы. Какой мотив она несла в себе! Какой накатывала неопровержимостью и достоверностью! Но если бы автор не удержался и доверился бы этой явной твердолобости, он и в самом деле банально бы погубил книгу. Но он сделал проще. А простой ход бывает весьма неожиданным.
В общем, прочитал и... не забыл. Все четыре романа. Пока четыре...