Автор Роджер Шерингэм » 17 ноя 2020, 21:12
Вам кажется, что в "Десяти негритятах" маловато трупов? Вы согласны с Кошенко и Капельгородской, что Ноэль Вендри занимался "приближением детектива к реалиям жизни"? Тогда эта книга для вас!
Если серьёзно, сложно описывать книгу, в которой фигурируют сыщик, о котором известно только то, что он знаменитый сыщик, пари на брак в зависимости от раскрытия дела между двумя другими сыщиками, премьер-министр республики, тринадцать убийств во всех крупных городах Франции, маркиз де Сад, древнеегипетские боги, смахивающий на Распутина русский эмигрант и ещё многое другое (я постарался перечислить только то, что никак не затрагивает разгадку). Больше всего эта книга похожа на то, что поляки называют "czeski film" (и в принципе на такие фильмы, вроде "Пан, вы вдова" или "Адела ещё не ужинала"). В них тоже, в конечном счёте, весь сюжет оказывается вполне последовательным, но при этом заранее предугадать ни один его поворот невозможно. Приходится признать, что местами этого эффекта Лантом достигает, заставляя сыщиков приходить к невероятным выводам, к которым читатель прийти бы сам не мог по недостатку информации. Если бы этот насыщенный, но очень короткий текст был не так скомкан в середине, на некоторые замечательные находки автора можно было бы закинуть больше внятных ключей. Впрочем, лично мне показалось, что это не сознательное злоупотребление, а результат обстоятельств написания книги (напомню, роман написан в концлагере для военнопленных, чтобы отвлечься).
Особенно это относится к объяснению того, что сближает всех столь непохожих и незнакомых друг с другом жертв и каков же мотив их устранять. Лантом, как и Кристи (чей роман он, очевидно, знал), избегает экскурса в психологию серийного убийцы, предлагая вполне рациональное объяснение. Причём другим способом. Если Кристи прячет в загадке "двойное дно", то Лантом честно предлагает убедительное и не очевидное с первого взгляда "общее". Но ключей на это "общее", конечно, маловато.
Впрочем, будь эта книга только детективом о поимке маньяка, она бы проходила, учитывая вышеизложенное, скорее по ведомству приключенческой литературы. Тут два невозможных убийства. Одиннадцатое и (как нетрудно догадаться из заглавия) тринадцатое по счёту. Одиннадцатое, в запертом доме, сыщик раскрывает сходу, как только появился в сюжете. Решение не слишком интересное, но это убийство и нужно, только чтобы посадить свидетеля в герметичный подземный бункер с метровой толщины бетонными стенами и единственным находящимся под наблюдением входом, где и происходит ещё одно "невозможное" убийство. Человека застрелили, оружия в бункере нет, снаружи никто попасть не мог. Нетрудно заметить, что загадка та же, что в написанном позднее "Король умер" Квина (который попал — на мой взгляд, по недоразумению — в топ-15 "невозможных" романов). И, на мой взгляд, решение Лантома интереснее. Квин вводит в загадку дополнительный фактор, которое позволяет ему переключиться на проблему "невозможного исчезновения предмета". Лантомовский сыщик предлагает модель рассуждений, которую, честно говоря, я ещё не встречал в "невозможных" романах. Без спойлеров её можно описать так: "Невозможность данного типа действительно невозможно объяснить рационально, следовательно, надо посмотреть на неё под другим, верным углом зрения и трактовать её как невозможность другого типа, которая остаётся невозможностью в теоретическом плане, но к ней можно подобрать решение". Причём Боб Слоумен подробно объясняет ход рассуждений, на основе которых он пришёл к мысли изменить условия задачи. И в данном случае у читателя, действительно, есть все ключи. Я догадался, кто преступник, ход нехитрый, особенно для французского детектива, но не как всё проделано.
Короче говоря, славословия из предисловия Лакурба целиком разделить трудно. "Тринадцатая пуля", конечно, апофеоз французского довоенного детектива в том плане, который мы недавно обсуждали в "личке" с доктор'ом Немо: сюжеты французов необычны, но французы не обыгрывают (как Беркли или Брюс) тот или иной штамп теории жанра, понимая, как он работает, а просто поражают читателя необычной завязкой или поворотом сюжета, придумывая затем, как же выпутаться и рационально объяснить всё это. Охотно допускаю, что кому-то эта книга покажется бульварной белибердой, а невозможность — обманом читателя. Впрочем, писалась она для чистого удовольствия, и, думаю, читатель имеет возможность это удовольствие с автором разделить.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
- За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарили: 6
- Борис Карлович (17 ноя 2020, 21:35) • afanasev (18 ноя 2020, 05:33) • Miranda (17 ноя 2020, 22:55) • Mrs. Melville (27 ноя 2020, 11:27) • Гастингс (17 ноя 2020, 23:02) • Доктор Фелл (17 ноя 2020, 21:39)