Гай Бутси (1867-1905)
Он прожил очень короткую жизнь, всего то 37 лет. Но жизнь его напоминала авантюрный роман, полный приключений. Может быть именно по этому, автор добился признания, предварительно написав много комедий и водевилей, которые потерпели полный провал, именно после издания своей автобиографии. После опубликования автобиографии, Бутби решил попытать счастья в жанре авантюрного романа. И именно это принесло ему успех.
Представленный в сборнике рассказ под названием “Бриллианты герцогини Уилтширской” полностью подчиняется этому правилам этого жанра. Но уж очень наивен с точки зрения современного искушенного читателя.
Э. У. Хорнинг. (1866 – 1921)
Ирония судьбы. Главную заповедь соблюдать которую должен каждый автор классического детектива: нельзя делать главного героя преступника, на которой настаивал сэр Артур Конан – Дойл, одним из первых нарушил ни кто иной, как его собственный зять, Эрнест Уильям Хорнинг.
Как и Гай Брутси, произведения автора не совсем можно отнести к детективному жанру. Это скорее авантюрно – приключенческий рассказ. Ну а созданый автором дуэт героев, неразлучная пара: А.Дж. Раффлс, джентельмен – вор, и Гарри Мандерс, по прозвищу Банни (Кролик) с самого начала критики назвали пародией на Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Причем, читатели настолько связали Холмса и Раффился, что, в 1906 году вышла книга Д.К. Бенгса “Р. Холмс и КО”, где главный фигурирует Раффлс Холмс, сын детектива и внук грабителя.)))
Именно в стиле авантюрного рассказа и написан полный юмора, представленный в сборнике рассказ “Владелец всегда прав”. Это тип рассказов, которые читаешь просто для отдыха, особо не напрягая “little grey cells”.
Кларенс Рук. (1862 – 19915)
Об этом писателе и журналисте известно очень мало. Известно что Бернанд Шоу был очень доволен интервью,которое Рук у него брал. Совместно с знаменитым американским писателем П.Г. Вунхауз был автором юмористическом колонки “Между прочим”. Очень много написал книг о лондонских трущобах и жизни среднего класса, о путешествиях и о знаменитостях.
Представленный в сборнике рассказ “Проишествие у “Кафе – Рояль” его единственное произведение детективного жанра. Оно почему то мне напомнило “Невеста была в черном” У. Айриша. Само собой тут нет спойлера. Кто прочтет рассказ, поймет почему я так написал.
Виктор Л. Уайтчерч. (1868 – 1933)
Писатель – священник. Во как! Его постоянный герой, сыщик Торп Хазелл был полной противоположностью Шерлоку Холмсу. Хазелл, комический персонаж, полностью помешанный на собственном здоровье, физкультуре и диете. В викторианскую эпоху подобная идея фикс воспринималась как чудачество.
Я еще сделаю страничку на своем сайте об этом писателе.
Два рассказа этого автора вошли в энциклопедию Роберта Эдея, о которой я уже говорил.
Это представленный в сборнике “Проишествие на железной дороге” (The Mystery of Corridor Express) и “Sir Gilbert Murrell's Picture”.
Кстати. Я не понял почему только эти два рассказа в энциклопедии.
"В 1912 году рассказы Уайтчерча выходят отдельной книгой под названием “Невероятные истории о железной дороге”(Stories of the Railway). В сборник вошли пятнадцать рассказов,в том числе девять – про Хазелла. Лучшие рассказы о нем связаны с похищениями из поезда людей и разного рода предметов. Главная интрига строится не на личности преступника,а на способе совершения преступления – на первый взгляд преступление кажется невозможным.”.
В рассказе “Происшествие на железной дороге” Хаззелу приходится столкнутся с исчезновением мальчика с поезда, который находился на участке пути, где нету остановок. Опять же. Рассказ немного наивен,но полностью отвечающий всем законам классики жанра.
Баронесса Орци. (1865 – 1947)
Представительница “женского батальона смерти”.))) Именно она одна из первых ввела в детективную литературу главным действующим лицом женщину – детектива.”Леди Молли их Скотланд – Ярда”. Но основным ее героем - сыщиком стал “детектив – любитель, который разрешал сложнейшие загадки, не покидая своего кресла, точь-в-точь, как в дальнейшем это будет делать Ниро Вульф.”
Писательница ввела еще одного очень узнаваемого героя в детективную беллетристику: “супер-герой” - искатель приключений, ведущий двойную жизнь (сэр Пирс Блэкни, непосредственный предшественник Зорро, Джеймса Бонда и Бэтмена.
"Таинственное убийство в Йорке”. Великолепный образец классического детективного рассказа. Все обоснованно и разложено по полочкам. Не отказался бы прочесть еще произведения этой писательницы. Тем более что есть такая книга..Сборник рассказов под названием “Старик в углу”. Вот только бы какое то издательство взялось бы его перевести.
Жак Фатрелл. (1875 - 1912)
Подробнее об этом плодовитом авторе можно прочесть
здесь.. Тут только укажу,что по утверждению специалистов детективной беллетристики, читатели много потеряли в связи с ранней смертью писателя на "Титанике"
Честно говоря,я хотел оставить рассказ “Загадка тринадцатой камеры” на потом, после прочтения всего сборника, но добравшись до него,не удержался.)))
Интересный факт. Несколько десятков лет спустя М. А. Коллинз написал детективный роман,главные герои которых, супруги Жак и Мэй Фатрелл разгадывают тайну двух убийств, якобы произошедших на “Титанике” незадолго до катастрофы.
А можно о самом рассказе “Загадка тринадцатой камеры”рассказать только одним словом? ))) ВАУ. Это наглядное пособие как надо писать детективный рассказ))) По моему мнению, это ИМХО, рассказ не уступает знаменитой лекции доктора Фелла о преступлении в запертой комнате из романа “Человек – призрак.”. Есть натяжки, не спорю. Но когда это было написано. Да и еще надо учитывать, что рассказ, а в частности детективный рассказ априори тяжелее писать чем детективный роман. Именно его краткость требует особого мастерства.
И еще. Ценность и интерес этого рассказа даже не в преступлении, да его там и нет. Совершенно в другом. В чем? Я смолчу. Прочтите его сами.)))
Остается только сожалеть что нету переводов этого мастера.
Р. Остин Фримен (1862 – 1943)
Этого писателя выделяло из плеяды многих и многих то, что он самостоятельно проводил все описываемые в своих книгах эксперименты. Его герой – Джон Торндайк, как и сам автор, внешне лишь скромный немногословный врач – обладает острым умом и всегда потверждает свои догадки логикой научного исследования. Я еще более подробно расскажу об этом писателе, который внес свою лепту и в жанр “невозможного преступления”. В повести “The Jacob Street Mystery” и рассказе “The Aluminium Daqqer” Торндайку приходится сталкиваться с убийством в запертой комнате.
"Послание со дна моря”. Еще одна сокровищница викторианского века детектива. Все объяснено до мельчайших подробностей. Все подогнано под линеечку. Ни одного факта или вещественного доказательства не упущено. Классический детектив в самом прямом смысле слова.
“Королева в восхищении”
© “Мастер и Маргарита.”
Уильям Хоуп Ходжсон. (1877 – 1918)
Еще один автор имя которого есть в энциклопедии Роберта Эдея. Пять рассказов. Такой вклад в развитие жанра о невозможном преступлении внес этот писатель.
Оставив торговый флот, где дослужился до помощника капитана, Ходсон открыл Школу физической культуры. Великолепный спортсмен и выдумщик он устроил такую ловушку Великому Гарри Гудини, что то с большим трудом справился со своей задачей. Автор написал немного, но созданный им образ детектива Карнаки – это пример стыка готического и детективного жанра. Несмотря на увлечение сыщиком потусторонними силами, сыщик знал основное правило – не делать поспешных выводов, если загадку можно объяснить естественными причинами.
Рассказ “Конь – Призрак”также относится к жанру невозможного преступления.
Если у семьи, принадлежащей к роду Хисгинсов, первый ребенок – девочка, то после помолвки ее начинает преследовать конь – призрак.
Пять раз подряд первыми в роду Хисгинсов рождались девочки. Каждая их них в положенное время обручились, и ни одна не дожила до свадьбы. Две покончили с собой, одна выпала из окна, другая умерла “от разбитого сердца (надо полагать, от удара, вызванного внезапным шоком). Пятую нашли мертвой в парке недалеко от дома. Как она погибла, осталось неясным, предположительно – ее лягнула лошадь.
Мне рассказ не очень понравился. Надуман, натянут. Много не стыковок. Это больше подходит к готическому жанру, чем к детективному. Сборник английского готического рассказа. Вот в таком сборнике, это произведение, заняло бы достойное место.