Автор Alauda » 18 май 2024, 18:18
Можно сказать, что норвежская криминальная литература зародилась в 1821 году с публикации короткого психологического триллера Den gale Christian ("Безумец Кристиан") Маурица Кристофера Хансена (1794-1842). Хансен написал несколько рассказов, которые предвещают развитие криминальной и детективной литературы, и, безусловно, его 100–страничный роман Mordet paa Maskinbygger Roolfsen ("Убийство инженера Рульфсена"), опубликованный около 1840 года, таким образом, опередив "Убийства на улице Морг" Эдгара По на пятнадцать месяцев, впечатляюще близок к … настоящей детективной истории в современном смысле этого слова, с неожиданным решением, полицейским, проводящим расследование, и даже чем-то вроде честного введения в заблуждение в названии в стиле Агаты Кристи. Но это было в то время, когда читающая публика Норвегии насчитывала всего несколько тысяч человек, и еще у меньшего числа были деньги на покупку книг. Самым известным учеником Хансена на самом деле был драматург Хенрик Ибсен, который научился у него технике ретроспективы, которую он позднее использует в своих пьесах, - раскрытию тайн прошлого.
Но несмотря на достижения Маурица Хансена, история норвежской криминальной литературы по-настоящему начинается в 1897 году с публикации романа Karl Monks Oplevelser ("Приключения Карла Монка"). К тому времени были переведены произведения великих пионеров жанра, таких как Габорио, Коллинз, Фергюс Хьюм и Конан Дойл, и детективная история быстро стала чрезвычайно популярной, особенно среди быстро растущего среднего класса … Это была Норвегия, сильно отличающаяся от той, которую знал Мауриц Хансен, современный мир паровых двигателей, автомобилей, телефонов и велосипедов, со столицей, которая быстро превратилась в маленький мегаполис, с [непременным] преступным миром.
Карл Монк, начальник полиции, ставший частным детективом, был создан военно–морским офицером Кристианом Спарре (1859-1940) под псевдонимом Фредрик Виллер (это положило начало давней традиции использования псевдонимов, часто звучащих по–английски, для написания детективной литературы в Норвегии). Монка описывают как “полную противоположность Шерлоку Холмсу”, и это правда, … он уволился с работы в полиции из-за любви к женщине, которая была подозреваемой по делу. Но, как и всем остальным в то время, Виллеру было трудно вырваться из тени человека с Бейкер-стрит.
Сначала так же поступил журналист и сибарит Свен Эльвестад (1884-1934), взявший псевдоним Стейн Ривертон, дебютировавший на несколько лет позже Спарре. Он родился во Фредриксхальде (современный Халден), и его отец был капитаном корабля, который погиб в море, оставив своего шестнадцатилетнего сына содержать мать и двух братьев и сестер. К счастью, юный Свен (на самом деле его крестили Кристофером Эльвестадом Свендсеном) был в некотором роде вундеркиндом; он начал писать для газет в четырнадцать лет и опубликовал пару детективных рассказов в возрасте 17 лет. Карьера писателя-криминалиста всерьез началась два года спустя, в 1904 году, после того, как он переехал в столицу Норвегии Христианию и получил работу в местной газете. Его первые работы были опубликованы анонимно в виде газетных … фельетонов. Но когда в 1907 году два рассказа были собраны в виде книги, они были подписаны “Стейн Ривертон”. Его друг предложил псевдоним - сильное норвежское имя (оно означает “скала”) в сочетании с английским переводом имени Эльвестад.
Эльвестад создал своего собственного частного детектива Асбьерна Крага, который, как и Монк, также был бывшим полицейским следователем и начинал в традициях Холмса; он загадочен, романтичен, непогрешим, эксцентричен и аристократичен. Ему “где-то за тридцать” (но в первой истории нам говорится, что он служил в уголовном розыске Кристиании (Осло) с 1873 по 1893 год) и, конечно же, он высокий и атлетически сложенный, “с высоким лысым лбом”. Он носит пенсне и усы, что делает его скорее похожим на капитана Дрейфуса (говорят также, что он похож на английского боксера, что бы это ни значило), и с годами у него развивается раздвоение личности: с одной стороны, он настоящий герой боевика …, с другой – в лучших романах Эльвестада – он терпеливый, тихий, но неумолимый искатель истины, готовый потратить свое время на то, чтобы злодей сломался, [в духе …] Достоевского, который был для него важным источником вдохновения, наряду с Дойлом и По.
Его самым серьезным соперником был Эвр Рихтер Фрич (1872-1945), который писал в основном приключенческие и научно-фантастические, а не криминальные романы, с доктором Джонасом Фьельдом в главной роли, предшественником Бульдога Драммонда и Джеймса Бонда. Но влияние Эльвестада продолжалось долгое время, его полицейский детектив Кнут Грибб, созданный в 1908 году для серии … еженедельников, чтобы составить конкуренцию Нику Картеру, который тогда [триумфально] въехал в Скандинавию, дожил до ста лет в журналах и книгах и, наконец, стал популярным драматическим сериалом на радио. Эльвестад написал первые 28 выпусков, которые он позже переиздал с Асбьерном Крагом в поисках легкого заработка. За эти годы более 80 писателей внесли свой вклад в сагу о Кнуте Гриббе, и если Грибб и не возглавляет список по количеству приключений (около 1600 против почти 4000 у Секстона Блейка), то у него, безусловно, самая долгая жизнь.
Стейн Ривертон (псевдоним использовался только в Норвегии и Швеции, в других местах его издавали как Свена Эльвестада) был чрезвычайно плодовитым автором … Всего он опубликовал [около] 90 романов … Его популярность не ограничивалась границами, с "Железной колесницей" он совершил международный прорыв и с 1910 по 1925 год безраздельно правил … в Северной Европе. Его книги были изданы на 17 языках, включая венгерский, испанский и сербохорватский, у него были особенно большие тиражи в Швеции и Германии. На самом деле, в этих странах им было опубликовано больше книг, чем в его родной Норвегии … Книги были в высшей степени злободневными, они отражали достижения времени и охватывали все слои общества - от манящего полусвета ресторанов до убогих [городских] улиц, они улавливали пульс своего времени. За четыре года до того, как банда Бонно произвела сенсацию во Франции, используя автомобили для совершения преступления, у Эльвестада злодеи делали то же самое … Он чувствовал, что детективная история - идеальный вид художественной литературы для века скорости и технических инноваций … Он сам был частью этого [века], большинство романов были написаны для журнальных и газетных серий, а затем появлялись в виде книги, непринужденно сочиненной за столиками ресторанов и в гостиничных номерах, в то время как автор наслаждался шумным застольем, которого он жаждал, часто с рассыльным, ожидающим рядом, чтобы отнести следующую главу в типографию. Как следствие, слишком многие из них слабо проработаны, … но Эльвестад никогда не был менее чем блестящим стилистом – в его творчестве чувствуется отголосок раннего Гамсуна, – и даже в его менее удачных произведениях есть жемчужины описания, где время и место удивительным образом оживают (окончание следует).