Леру, Гастон*Leroux, Gaston

Даты жизни*6 мая 1868 г.; Париж, Франция — 15 апреля 1927 г.; Ницца, Франция
Библиография: ⮑1903 : «Двойная жизнь Теофраста Лонге» (La Double Vie de Théophraste Longuet )
1907 : «Тайна Желтой комнаты» (Le Mystère de la chambre jaune )
1908 : «Духи дамы в черном» (Le Parfum de la dame en noir )
1908 : «Человек, который видел дьявола» (L’Homme qui a vu le diable)
1909 : «Заколдованное кресло» (Le Fauteuil hanté )
1910 : «Призрак Оперы» (Le Fantôme de l’Opéra )
1910 : Un homme dans la nuit
1910 : «Таинственный король» (La Reine du Sabbat )
1911 : Balaoo
1912 : «Солнечная супруга» (L'Épouse du soleil )
1913 : «Рультабий у царя» (Rouletabille chez le Tsar )
1913 : «Первые Приключения Шери-Биби» (Premières Aventures De Chéri-bibi )
1914 : «Черный замок» (Rouletabille à la guerre: Le Château noir)
1914 : «Необычайная судьба Рультабия» (Rouletabille à la guerre: Les Étranges noces de Rouletabille)
1916 : Confitou
1916 : La Colonne Infernale
1916 : L’Homme qui revient de loin
1917 : «Рультабий у Круппа» (Rouletabille chez Krupp )
1917 : «Капитан Хакс» (Le Capitaine Hyx)
1917 : La Bataille invisible
1919 : «Новые Приключения Шери-Биби» (Nouvelles aventures de Chéri-Bibi )
1920 : Le Cœur cambriolé
1920 : Tue-la-mort
1921 : Le Sept de trèfle
1921 : Le Crime de Rouletabille
1922 : «Рультабий у цыган» (Rouletabille chez les bohémiens )
1923 : «Кровавая кукла» (La Poupée sanglante )
1923 : «Машина убийств» (La Machine à assassiner )
1924 : Les Ténébreuses
1924 : La Farouche aventure
1925 : Le Fils de trois pères (Mardi-gras)
1925 : L’Auberge épouvantable
1925 : «Государственный переворот Шери-Биби» (Le Coup d'État de Chéri-bibi )
1925 : La Mansarde en or
1926 : Les Mohicans de Babel
1927 : Mister Flow
1927 : Les Chasseurs de danses
Гастон Луи Альфред Леру*Gaston Louis Alfred Leroux
, бывший адвокат, затем журналист, пишущий острые репортажи на криминальные темы в "Эко де Пари", и, наконец, писатель, с 1903 по 1926 год, год своей смерти, написал 63 печатные работы, из них 24 детективных романа, с запоминающимся главным героем, репортером и сыщиком Жозефом Рультабием.
Некоторые из них по праву считаются классикой детективного жанра, причем разработавшими разные типы детективов. Герметичный, с преступлением в запертой комнате, как в "Тайне Желтой комнаты", иронический — "Заколдованное кресло", авантюрно-психологический — "Духи дамы в черном", но известность его сейчас была бы далеко не так широка, если бы он не написал в 1910 году роман, сочетающий классический детектив с элементами готического романа — роман "Призрак Оперы", и не подарил нам своего Эрика — Ангела Музыки.
Хотя мы говорим о романе как о детективе, использующем — в очередной раз — "бродячий сказочный сюжет" о Красавице и Чудовище, но он, несомненно, вышел за эти узкие рамки и неожиданно, возможно даже и для самого автора, оказалось, что родилась новая легенда.
Биография изобилует живописными подробностями на радость биографам. На свет маленький Гастон появился в Париже, на
rue du Faubourg, 66 - Saint Martin, но произошло это "проездом", когда его родители ехали в Нормандию (что позволило Леру впоследствии говорить иногда, что он родился в поезде), где Леру-отец получил строительный подряд — он перестраивал старинный замок недалеко от маленького городка
Valery-en-Caux.
Таким образом, неподдельная атмосфера древнего замка, окружавшая Гастона с детства, способствовала развитию его живого воображения. Образцовым учеником Гастон получал награды в колледже, выслушивая похвалы, предрекавшие ему успешную карьеру адвоката, но в свободное время уже начинал пописывать вирши.
- Получив свой первый бакалавриат в Кан
- (во Франции это был второй школьный экзамен, дававший право на поступление в университет), он отправился в Париж изучать закон, но больше внимания уделял написанию коротких историй и стихов, некоторые из которых публиковались.
Всего три года отдав адвокатскому поприщу — причем за это время умер его отец (1889 г., возможно, в том же году умерла и его мать), оставив Гастону наследство в миллион франков, которые начинающий юрист промотал в заслуживающие уважение рекордные сроки, не отказывая себе в удовлетворении своих бонвиванских пристрастий, Леру окончательно убедился, что он не создан для юриспруденции, закрыл эту страницу своей биографии и целиком отдался журналистике.
Судьба предоставила ему шанс — в 1893 году газета "Écho de Paris", уже печатавшая его стихи, заказала Леру серию репортажей о деле анархиста Огюста Вайана, взорвавшего бомбу в Палате Депутатов. Статьи начинающего репортера вызвали большой общественный резонанс и быстро поставили Леру в ряд наиболее известных криминальных репортеров во Франции. Прирожденный хваткий журналист, общительный, с острым умом, он собирает свои материалы, интервьюируя преступников, следователей, директоров тюрем и полицейских. Тиражи газет с судебными репортажами Леру расходились моментально, и не только читатели оценили его работу — Леру был награжден орденом Почетного Легиона.
Между 1896 и 1901 гг. (точная дата осталась таинственно неизвестной) Леру женится на некой Мари Лефранк*Marie Lefranc
. Однако с самого начала в этом браке возникли проблемы. Разъездная репортерская работа, а также склонность Леру к тому, что казалось его жене — ортодоксальной католичке — недопустимой экстравагантностью, а именно его постоянная подготовка к реинкарнации, смерти и соображения о "параллельных вселенных" - создавали напряжение между ними. Мари считала, что если он когда-нибудь опубликует эти свои соображения, это опозорит семью.
Они расстались в 1902 году, вскоре после того, как Леру стал кавалером Ордена Почетного Легиона.
В марте того же 1902 года, на пути в Италию по заданию газеты "Матэн", на одной из остановок в Швейцарии Леру познакомился с девушкой по имени Дженни Кайе*Jeanne Cayatte
. В ней Гастон нашёл всё, что ему было нужно — свободно мыслящую натуру, склонную к авантюрам, как и он сам, творческую и независимую. Они стали любовниками, но поскольку оба принадлежали к католической церкви, и Леру не получал развода, не слишком афишировали свою связь, хотя отныне путешествовали вместе. Во время их первого совместного путешествия Леру написал и свою первую детективную книгу "Двойная жизнь Теофраста Лонге" (1903 г.), основанную на реальной жизни разбойника Луи Картуша. Процесс пошёл…
С 1894 года Леру работает в газете "Матэн" и много путешествует по заданию редакции по Европе, Азии и Африке, он пишет о блокаде Порт-Артура, сопровождает президента Фора во время государственного визита в Россию "к царю", как это называлось, освещает в своих репортажах Русско-японскую войну 1904 года и блокаду Порт-Артура, революцию 1905 года и Кавказские проблемы, в частности, нефтепромыслы (очень современно, не правда ли?), и дает информацию о секретном саммите Российского царя и кайзера Вильгельма Второго, вкравшись в доверие к придворному повару царя!
Такое близкое знакомство с Россией оставило не только несколько романов, где действие происходит в России (напр. "Рультабий и Царь"), но "русский след" всплыл и в "Призраке Оперы" — Перс встречает Эрика на Нижегородской ярмарке, помните?
Первенец Гастона и Дженни — сын Андре-Гастон, которого в семье звали — родился в Санкт-Петербурге. Они оставались в России до марта 1906 года, а затем отправились в Италию, в Рим.
Репортерская удача не покидала Леру. Они как раз посещали Помпеи, когда началось извержение Везувия. Он опять был в центре событий.
В Фесе (Марокко) Леру затемняет своё лицо и бороду, облачается в арабское платье и ведет репортажи из самого центра событий, став одним из первых репортеров, описавших жизнь арабских племен. (Эти знания он хорошо использовал в "Призраке Оперы", отправив Эрика в Персию).
В апреле 1907 года Леру, только что вернувшийся из очередной изматывающей командировки в Марокко, был разбужен в 3 часа ночи звонком редактора "Le Matin". Он дал указание Леру срочно отбыть в Тулон, где взорвался самый большой французский линкор.
Леру взглянул на Дженни, на их детей (к сыну уже прибавилась дочь Мадлен), на теплую постель, в которой он спал впервые за много недель… В нескольких тщательно подобранных словах Леру ответил редактору, повесил телефонную трубку, вернулся в постель… и заделался свободным романистом.
Его первый авантюрный роман публикуется в 1903 году в родной газете "Le Matin", из номера в номер, как это тогда было принято, а в 1907 году (в этом году Леру окончательно оставляет журналистику) также сериалом с продолжением печатается роман "Тайна Желтой комнаты". В этой книге Леру начинает действовать юный журналист Жозеф Жозефен по прозвищу Рультабий — его прозвище является производным от: "Roule ta bille!" (От французского: "Кати свой шарик!"), — и юноша этот — просто эмоциональный фейерверк какой-то: общительный, обаятельный, "заводной", иногда юношески наивный, а иногда по-подростковому нахальный. Леру задумал его как антитезу дойловскому Шерлоку Холмсу.
(Ещё он объяснял Дженни, что пишет роман "по По", т.е. имея в виду повесть Эдгара Аллана По "Убийство на улице Морг" — первый классический "герметический" детектив. Леру восхищался По).
Во многих исследованиях встречается мнение, что Рультабий — "Альтер Эго" Леру, но верно это, как и всегда, лишь отчасти.
Для любителя детективов длинная серия романов о расследованиях Рультабия, конечно, интересна, так же как и явно более слабая серия романов о бывшем каторжнике Шери-Биби (начатая писателем в 1914 году), защищающем несправедливо обиженных и угнетенных, сначала в порядке личной инициативы, затем в официальном полицейском статусе (ассоциация с героем "Отверженных" Жаном Вальжаном невольно напрашивается), но следует признать, что это касается именно преданных детективщиков.
Особенно интересно для тех, кто интересуется темой Призрака Оперы то, что в двух комиксах о приключениях Рультабия, которые издавались во Франции, тот встречается с Призраком Оперы.
В начале 1909 года Гастон Леру, обеспечивший себе постоянный доход изданием книг, уехал на Французскую Ривьеру, снял домик в Mont-Boron, поселился в нём всей семьей (в их доме всегда царило веселье и розыгрыши, всегда было много хорошей еды и питья), и там приступил к написанию романа "Призрак Оперы". Роман целиком был написан в течение этого года и печатался в газете "Голуа" как сериальный, по главам по мере написания. В конце 1909 года Леру завершил его и отдал в печать.
Роман вышел из печати в феврале 1910 года в издательстве Пьера Лафита*Pierre Lafitte
. Этот первый тираж был маленьким и не вызвал интереса во Франции. Роман плохо продавался. Бóльшую популярность принесли ему еженедельные газетные публикации.
В 1911 году роман был переведен на английский язык, известным голландским журналистом, литературным критиком, издателем и переводчиком Teixeira de Mattos и опубликован в Англии издательством Mills&Boon, а также издательством Bobbs-Merril Company в Америке.
В этих странах он был принят хорошо, хотя тиражи и здесь были невелики. Вскоре он оказался публикаций детективных расследований Рультабия, а серий о приключениях Шери-Биби заслонили его.
Однако уже через четыре года по роману Леру "Призрак Оперы" в США, одной из компаний, входящих в Universal's Production, был впервые снят фильм, он носил название "The Phantom of the Violin", и его премьера состоялась 9 марта 1915 года. Хотя авторские права были нарушены (впрочем, агент Леру Paul Boris в суд не подавал), и 40-минутный черно-белый немой фильм канул в Лету, начало было положено.
В 1919 г. Гастон Леру вместе с известным французским актёром Рене Наварром, сыгравшем первого кино-Фантомаса в фильме "ФАНТОМАС" режиссёра Луи Фейада, а также снимавшегося в экранизации детективного сериала "Шери-Биби", и с некоторыми другими лицами, основал кинокомпанию в Ницце, названную CINÉROMANS. Дочь Леру Мадлен играла в некоторых последующих фильмах, снятых на студии.
Однако из-за разногласий с настоящим владельцем студии в 1922 г. Гастон Леру потерял интерес к фильмопроизводству.
По другим произведениям Леру также были сделаны экранизации — общим числом на сегодняшний день экранизированы 27 различных произведений писателя.
Гастон Леру не отличался крепким здоровьем, он умер от уремии в возрасте всего лишь пятидесяти девяти лет, 15 апреля 1927 года, заканчивая работу над своим 63-м произведением. - читать дальше