Автор pifir » 27 сен 2021, 04:48
“Лунный камень”- это магия слова, которая увлекает, завораживает и заставляет поверить во все, что представлено. Это Гомеровские сирены, от которых не избавишься, заткнув уши. Чтобы избежать их влияния, надо в сознании провести сложную работу по разделению “как представлено” от “что представлено”. Сложное переплетение нитей сюжета с элементами драмы, мелодрамы, жертвенности, феминизма, наркомании, деятельности преступной группировки, элементов детектива, случая. Соединение, который трудно определить однозначно, для которого ближе всего подходит определение, как мне думается, “сенсационный роман”.
Устоявшееся мнение: “Лунный камень”- классический детектив. Но тогда обязательно должен появиться Великий Сыщик. И он в романе есть- обаятельнейший сыщик Кафф. Вот только результат действий сыщика, мягко говоря, вызывает недоумение.
Вольский в статье “Рассуждение о логике детектива”характеризует роман следующим образом: “Лунный камень» как первопроходец, свободный от штампов детективного жанра, раскрывает нам не совсем обычную историю. Сюжет строится не на типичной схеме: совершено преступление — приходит сыщик — сыщик размышляет, ни с кем не делясь догадками — сыщик блестяще разгадывает загадку в короткие сроки”.
Вольский делает прекрасный ход, честное слово. Если в функциональном жанре функция не соответствует первоначальным условиям, ее надо видоизменить. Например, поменять знак “+” на знак “--”, и теперь сыщик Кафф не прообраз Холмса, а “.. несомненный аналог ещё не появившегося на свет Лестрейда”.
Давайте посмотрим, изменится ли результат от такой замены. Не забудьте- у нас “классический детектив”. В части романа, где представлена деятельность сыщика Каффа, никаких данных о наличии третьего лица, против которого были бы хоть малейшие компрометирующие факты, - НЕТ. Кроме вездесущих бродячих индусов. Но их непричастность к краже алмаза официальна доказана.
1.- Сыщик Кафф- Великий сыщик. Он “раскалывает” служанку, тащит ее к леди Вериндер, они вместе едут к мисс Рэчел, добиваются от нее правды. Последствия- тюрьма для вора, огласка, скандал, грязь, позор “благородных” семейств, алмаз не найден. Возникает дилемма: крах семейства или камушек. Именно женщины встали на защиту института семьи. Выход-избежать огласки, оставить все в тайне, махнув рукой на пропавший камень.
Результат действий Великого Сыщика- прекращение расследования.
Вероятное развитие сюжета: Фрэнклину Блейку отказывают от дома, он уезжает в Лондон. Но слухи ползут, нелицеприятные, порочащие слухи сэра Фрэнклина, и он вынужден уехать заграницу. Через некоторое время приходят известия, что он уехал на Восток, а через три года доходят известия, что сэр Фрэнклин пропал без вести на границе цивилизованного мира. Пораженная в самое сердце крахом всех своих надежд мисс Рэчел собирается уйти в монастырь. Далее насколько хватит воображения.
2.- Сыщик Кафф- прообраз Лестрейда. Он делает то, что показано в романе, и результат- прекращение расследования.
Подведем промежуточный итог: 1- подход к роману с точки зрения классического детектива ведет к его разрушению. 2- чтобы имелась возможность продолжить повествование, не выбрасывая за борт главных героев, результат действий сыщика должен быть противоречащим логике.
Умалчивает ли автор что- либо? И да и нет. С точки зрения фрагментарности, повествования от лица, знающих только часть общей картины, он честен с читателем. Просто развитие сюжета на момент появления сыщика Каффа еще не дошло до лиц, могущих внести существенные поправки в общую картину.
Восстановление нормы, как ее следует понимать с точки зрения общества-возвращение алмаза- грозит крахом семье Вериндер. Тень нечестивого полковника становится плотнее, осязаемее, того и гляди раздастся его демонический хохот.
А что является восстановлением “нормы” для автора романа? Нахождение”Лунного камня”? Да пропади он пропадом! Провались в Ад, откуда и явился! Все несчастья начались с момента его появления! А может, норма- это мирно воркующая пара, ракзмалевывающая дверь, каждый из которых полон радужных надежд? Тогда зачем в романе нужно присутствие сыщика Каффа? Это лишь предположение: Коллинз создал своего- английского Великого Сыщика- в пику По, просто так, ради спортивного интереса. Да разве мало таких детективных находок рассеянно по произведениям Коллинза? Да и величие, твердость духа женщин семьи Вериндер возрастает, коль они решились не только противостоять такому человеку, но и настоять на своем.
Отсюда можно сделать предположение: детективная составляющая романа не является сюжетообразующей, Коллинза детектив не интересовал. Как мне кажется, ему было скучно, душно в жестких объятиях логики. Логика дошла до иррациональности чувств и сплоховала. Иррациональность для Коллинза оказалась более соответствующей его мировозрению, он предпочел “сенсационный роман” детективному.
“Лунный камень” не является “классическим детективом”.
Зато возникает вопрос: Почему Коллинз выбрал второй вариант?
Типичная тема романов Коллинза- женщина- феминистка. Женщина гордая, дерзкая, готовая на жертву ради любви, преступившая традиции поведения женщин того времени. К сожалению, любовь служанки к сэру Франклину чересчур могла шокировать общество, поэтому она должна была умереть. Жалко, честное слово, за такое благородство деяний награда- смерть. Ужасно, просто ужасно и несправедливо…
Но с мисс Рэчел совсем другое дело. Второй вариант делает ее более благородной, способной на жертву, не заботясь о своем положении в обществе. Да и в умолчание о причине своего странного поведения кроется возможность возврата отношений. Сказанное слово ведет для благородных леди придерживаться в дальнейшем этой линии поведения. Молчание- возможность поступить сообразно сложившимся обстоятельствам.
Спасибо господину Вольскому, что он своим коротким замечанием о сыщике Каффе подал идею возможности подобного анализа.
- За это сообщение автора pifir поблагодарили: 3
- afanasev (27 сен 2021, 17:52) • Роджер Шерингэм (27 сен 2021, 10:31) • Шурик (27 сен 2021, 11:14)