доктор Немо писал(а):У авторов, которые пытались написать детектив без убийства, романы выруливали в какую-то другую плоскость.
Вот именно.
Петр Алексеевич правильно в своей книжке писал, что практически любой детективный сюжет в основе своей - рассказ, потому что саму загадку в чистом виде можно подать в рамках рассказа, а все остальное - это уже различные способы расширить сюжет второстепенными линиями, ложными версиями, лирическими отступлениями и т.д.
С сюжетами про убийство удобно. Всегда можно добавить новое убийство (кого-нибудь, кто выглядел наиболее подозрительным, или чтобы дать алиби уже арестованному наиболее подозрительному, или просто потому что трупы какой-нибудь красивой схеме подчиняются, в любом случае, это "раздувание" сюжета за счёт усложнения детективной стороны, так что претензий, что автор "гонит листаж" посторонними отступлениями, не предъявишь). Романов только с одним убийством, мне кажется, меньшинство, хотя при должном уровне авторского мастерства можно и расследование одного убийства растянуть на целый роман, не пускаясь в посторонние отступления. И мотивировать всё новые убийства в сюжете легко - убийца боится разоблачения и продолжает устранять опасных ему личностей.
А вот с кражей или похищением так не получится. Если в сюжете будут происходить всё новые кражи, то это уже книжка про профессионального вора, несколько другой жанр. Получается, что сюжет про расследование одной кражи нужно раздувать какими-то посторонними линиями.
Попытаться пару раз обойтись в романе без убийства, конечно, можно. А постоянно никто из мэтров предпочитал не мучаться. Или это выходят циклы про профессиональных воров, примеры которых уже приведены
Леди Эстер.
В "Лунном камне", между прочим, всё равно есть трупы для оживления сюжета, просто обстоятельства их гибели загадки не составляют.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...