Джордж Антейл

Автор Роджер Шерингэм
8 июля 1900 г.* Трентон, США Дата смерти: 12 февраля 1959 г.* Нью-Йорк, США в возврасте 50-ти лет Род деятельности: Композитор, пианист, писатель, изобретатель | ![]() |
-
Об авторе
Джордж Антейл родился в городе Трентон в штате Нью-Джерси в семье немецких эмигрантов. Сам Антейл в своей автобиографии утверждал: с детства он был так увлечен музыкой, что мать была вынуждена отослать его в деревню, где не было ни одного фортепиано. Однако он заказал себе фортепиано через местную бакалейную лавочку. В любом случае, в возрасте 16-ти лет Антейл начал всерьез учиться музыке в Филадельфии, где заинтересовался современным искусством, а вскоре перебрался в Нью-Йорк и стал учеником известного композитора-модернистаЭрнеста Блоха.*Положительно зарекомендовав себя в нью-йоркской музыкальной среде, в 1922 году он отправился в Европу, где вращается в кругах местных интеллектуалов-сюрреалистов, становится близким другомErnest Bloch; 24.07.1880 — 15.07.59Эзры Паунда*иEzra Pound —американский поэт; 30.10.1885 — 1.11. 1972Джеймса Джойса*и подпадает под влияние новейшей французской музыки, а также великого русского композитора-эмигрантаJames Joyce — ирландский писатель; 2.02.1882 — 13.01.1943Игоря Стравинского*(с которым Антейл вскоре поругался, поскольку Стравинский узнал, что его молодой коллега везде рассказывает о восхищении Стравинского его музыкой).17.06.1882 — 6.04.1971
Вскоре Антейл пишет музыку для экспериментального фильма"Механический балет"*(задуманного художником-авангардистомBallet mecanique; 1924Фернаном Леже*), которая выросла в особое одноимённое сочинение для шестнадцати синхронизированных так, чтобы на них играл один человек, фортепиано (которые пришлось для удобства исполнения заменить на механические пианино), двух обычных роялей, ударных, а также семи дверных звонков, автомобильной сирены и трёх авиационных пропеллеров. Всё это важно, поскольку привело к появлению страницы Антейла на данном форуме. Дело в том, что если парижская премьера "Механического балета" привела всего лишь к массовым беспорядкам после концерта, то на нью-йоркской в 1927 году слушатели при запуске авиационных пропеллеров, начавших сдувать из их рук программки, просто похватали вещи и разбежались. Оглушительный провал похоронил репутацию Антейла, вынужденного вновь бежать в Европу и нашедшего там работу только в Германии, и композитор обвинил в этом своего продюсера Дональда Фриде. Месть была страшной — отдыхая на итальянской вилле Эзры Паунда, Антейл задумал детектив, в котором его обидчик должен был стать жертвой "невозможного" преступления, а члены семьи и друзья (включая самого Антейла с женой) — подозреваемыми. Все они были выведены под узнаваемыми анаграммами.Fernand Léger; 4.2.1981 — 17.08.1955
Сам Антейл утверждал в воспоминаниях, что роман появился лишь потому, что на вилле кончилась вся детективная литература, а гости (среди которых было два нобелевских лауреата —Герхард Гауптман*иGerhart Johann Robert Hauptmann; 15.11.1862 — 6.06.1946Уильям Йейтс*, а также не успевший получить премиюWilliam Butler Yeats; 13.06.1865 — 28.01.39Франц Верфель*) ее обожали. Утверждал он и то, что гости принимали непосредственное участие в разработке сюжета и правке действительно крайне своеобразного, нарушающего все правила грамматики, стиля автора. Таким образом, "Смерть в темноте" можно считать уникальной книгой, написанной при помощи сразу трёх нобелевских лауреатов (считая такжеFranz Werfel; 10.09.1890 — 26.08.1945Т.С.Элиота*, который, сделав ряд замечаний, помог издать книгу).Thomas Stearns Eliot; 26.09.1888 — 4.01.1965
Интересно, разумеется, не это. Интересно то, что в этом романе, стилистически выдержанном строго в традиции С.С. Ван Дайна, происходит сразу три "невозможных" убийства. Сам автор уже в предисловии сообщает о них так:
Первая пуля безошибочно поразила жертву в непроглядно тёмной комнате. Вторая — при свете белого дня посередине большой комнаты, полной детективов. Третья — в закрытой и охраняемой комнате, где никого больше не было.
Это и расследуют сыщик (а также знаток современной музыки, отпускающий по её поводу много колких замечаний, но восхваляющий музыку самого Антейла, и поэт, обобщающий, чтобы прийти к разгадке, собранные факты в длинной балладе собственного авторства)Стефан Байяр*вместе с помощником, "автором" книги Стейси Бишопом (таким образом, реальный автор растраивается в романе на одного из подозреваемых, сыщика и его помощника-рассказчика). Под именем Стейси Бишопа в 1930 году "Смерть в темноте" (первоначально именовавшаяся "Дело об убийствеDeath at the Dark; 1930, as Stacey BishopДенни"*, но переименованная по настоянию Элиота, желавшего избежать чрезмерно прямых аллюзий на Ван Дайна) вышла в Англии, но прошла абсолютно незамеченной. Меж тем провал очередного музыкального сочинения Антейла в США заставил его воздержаться от издания там своего романа.The Danny Murder Case
В 1933 году Антейл был вынужден вернуться из Германии, где к власти пришли ненавидящие авангард нацисты, в США, и избрать для своей дальнейшей музыки более традиционную стилистику. Он много работал в Голливуде и, хотя больше не писал детективных романов, в 1937 году издал научное исследование по "железистой криминологии", в котором доказывал, что любой преступник оставляет не только отпечатки пальцев, но и следы своей эндокринной системы. В годы Второй мировой войны совместно с актрисойХеди Ламарр*Антейл (используя свои прежние разработки в области синхронизации игры на множестве фортепиано сразу) изобрёл систему дистанционного управления торпедами с помощью использования случайного кода, постоянно меняющего частоту передачи данных (и, тем самым, не позволяющего помехам прервать её). Изобретение Антейла и Ламарр легло в основу современной мобильной связи и технологии wi-fi.Hedy Lamarr; 19.11.1914 — 19.01.2000
Роман "Смерть в темноте", восхищавший даже придирчивого Джулиана Саймонса, пытавшегося разыскать мифический второй роман "Стейси Бишопа", и особо отмеченный в своей энциклопедии Робертом Эйди, назвавшим его "экстраординарно сложной загадкой, сочетанием лучших и худших черт стиля 1930-х годов", был в 2016 году переиздан совместными усилиями Дж.Пагмайра и М.Эдвардса. -
Детективная библиография
Death at the Dark (1930, as Stacey Bishop)
Every Man His Own Detective: A Study of Glandular Criminology (1937, non-fiction)
Bad Boy of Music (1945, autobiography) - ×
Подробная информация во вкладках